В.В.ХУХАРЕВ
К ВОПРОСУ ОБ ИЗОБРАЖЕНИЯХ СВЯТОГО
МУЧЕНИКА НИКИТЫ, ИЗГОНЯЮЩЕГО БЕСА,
НА КРЕСТАХ И ИКОНКАХ ИЗ ТВЕРИ
Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рр. Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображэнием св. муч.Никиты-бесогона. Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке.
Сюжет этот давно привлекал внимание исследователей. И. Н. Четыркин и Н. Г. Добрыкин сделали по этой теме доклады на X археологическом съезде в г. Риге в 1896 г. [1]. И. Н. Окунева подробно рассмотрела иконы с изображением св. Никиты-бесогона [2].
По мнению ряда исследователей (А. В.Рындиной, С. В. Гнутовой), этот сюжет наиболее характерен для памятников новгородско-тверского круга XIV-XVI вв [3].
Восходит он к Новозаветному апокрифу "Сказание о Никитиных мучениях* [Житие св. муч. Никиты, Никитине мучение), список которого был впервые открыт А. Н. Пыпиным и издан графом Кушелевым-Безбородко [4].
"Сказание™" известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХШ вв. В настоящей работе использовался список XVI в. бывшего Румянцевского музея, опубликованный Н. Тихонравовым [5]. В нем содержится рассказ о Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом (1), рассказ о его смерти и посмертных чудесах.
События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергал» пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам "кумирским". Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол в ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам "кумирским".
Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть "Божьего посланника" испытанию. Что Никита и сделал: и...простре_. руку свою, и наступи на шею его.- и снем оковы, яже бяху на ноге его., и бьюше дьявола оковами". Дьяволу пришлось несладко, и он признался в своих черных замыслах (Поручение Сатаны). Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.
Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, непризнаваемые священными; рассматриваемый нами относится к Новозаветным. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в "Индекс" запрещенных книг уже в XVII в. Среди них мы и встречаем наше "Сказание...".
Почти за 600-летнее бытование сюжета о Никите он не оставался неизменным. В христианской культуре пошел процесс слияния* всех демоноборцев (архангел Михаил, Исихаил, св. Дмитрий, св. муч. Никита Готский, св. муч. Никита-малазийский отрок) в единый образ победителя, символизирующий победу христианства над силою язычества (дьяволом). Выражалось это в отходе от буквальной иллюстрации текста апокрифа и приобретении демоноборцами ряда общих черт (одежда, положение и т. д.).
Типы изображений св.вмч.Никиты-бесогона:
первый тип (рис. 1-3), второй тип (рис. 4-10),третий тип (рис. 11-14)
К настоящему времени удалось выявить более 140 носителей изображений св. муч. Никиты. Среди них: рельеф с Дмитровского собора во Владимире (1197 г.), иконы (ХVII-ХVIII вв.), фреска [1502 г.), многочисленные каменные и металлические иконки и кресты, а также деревянная скульптура из Московского Кремля (нач. XVII в.).
В данной работе анализируются кресты и иконки-образки, происхождение которых связано с Тверью и ее округой.
К настоящему времени известно 102 носителя. География находок довольно обширна: Калуга (7), Киев (4), Рязань (4), Смоленск (1). С тверским регионом связано 85 находок: Тверь (67), Старица (7), Белый Городок (5), Ржев (Я), Торжок (1). \ V, Хранятся они в музеях Твери, Санкт-Петербурга и ряде частных коллекций2.
Происходят кресты из подъемного материала в местах сильного разрушения ''■■■*_ /-• культурного слоя (72), чаще всего это берег р. Волги и археологических раскопок (2").
Картографирование находок позволило выявить места их наибольшего скопления. Для Твери это Затьмацкий посад (район нового стадиона), единичные находки происходят из Кремля, Загородского и Затверецкого посадов и Барминовки.
Кроме готовых изделий, среди рассматриваемых крестов 15 экз. не закончены изготовлением (у них не просверлено ушко, не спилены окалина и литики; есть по 2-3 креста, отлитые вчерне и соединенные между собой) или представляют собой брак (т. е. не долито ушко или один из концов). Они происходят из Затьмацкого посада (13 шт.) и Барминовской слободы (2 шт., дореволюционные сборы). С Зать-мацким посадом связывают и находку целого комплекса вещей, по-видимому, из размытой мастерской меднолитейщика. Это 18 крестов (14 отлиты вчерне) и, кроме того, 2 небольших медных слитка (?). Найдены они были в XIX в. на берегу р. Волги против церкви св. Бориса и Глеба [6].
Кроме того, при археологических раскопках в Затьмацком посаде в 1990 г. (К В. Калинина и А. Н. Хохлов, раскоп N 7) было вскрыто несколько комплексов с отходами бронзо-литейного производства. Среди находок - бракованные крестики, фрагменты тиглей. Комплексы эти можно интерпретировать как остатки бронзо-литейной мастерской3.
Три находки из Старицы происходят из слоя разрушающегося кладбища. По совместным находкам удельных монет их можно датировать Х1У-ХУ вв. [7]. Находки из Белого Городка [5] тоже происходят из разрушающегося кладбища XVII в.4
Все рассматриваемые кресты делятся на две большие группы
а) наперсные кресты (их носили поверх одежды) - наиболее крупные среди рассматриваемых (размеры: 88x58 мм. 48x30 мм, 27x17 мм). У нас их 10 экземпляров: Тверь - 6. Старица • 3, Торжок -^. Изготовлены они, как правило, из сплавов и лишь один (из Торжка) - из кости.
Изображение св. муч. Никиты может находиться в центральной части креста, в нижней или на обороте. При многофигурной композиции помимо св. Никиты возможны и изображения Спаса Нерукотворного, св. Николы, Распятия, сюжеты 12 праздников.
По типологии эти кресты делятся на:
- четырехконечные с прямоугольными концами (7 шт.). Большей частью не опубликованы. Впервые подобные кресты опубликовал А. К. Жизневский, ошибочно датировав ХII-ХIII вв. [6]. Современными исследователями они датируются ХIV-ХVIвв.
- четырехконечные с округлыми концами (3 шт.). По литературе известны
как псевдоэнколпионы московского типа. Датируются ХV-ХVI вв.
б/ нательные кресты. Имеют небольшие размеры: 22x15 мм, 22x11 мм (75 экз.). Изготовлены из медного и свинцово-оловянного сплава, биллона (?).
Изображение св. муч. Никиты (ввиду малого места, чаще всего условное) в центре. По бокам могут быть надписи: "НИКИ", "НИКИТА", "НИКИТИА".
Основная масса происходит из Твери (66), также есть находки из Старица (1), Белого Городка (5), Ржева (3). Кресты из Старицы и Белого Городка происходят из слоя разрушающегося кладбища.
Кресты-тельники могут быть как односторонние, так и двусторонние. На оборотной стороне чаще всего - охранная молитва к святому или животворящему кресту ("Кресту Твоему поклоняемся-."). Молитва, как правило, зашифрована в заглавных буквах (типа "ББББ" - "бич божий биеть бесы").
По типологии они делятся на:
-четырехконечные с прямоугольными концами. Найдены в Твери. Ржеве,
Старице по берегам р. Волги. Широко опубликованы А. К. Жизневским (датировал их ХVI-XVII вв.), Н. Ф. Романченко (датировал ХIV-ХV вв.), В. Г. Пуцко (датировал XVI в.) (81
-четырехконечные со скошенными боковыми сторонами (2 экз.). Размеры одного из них 22x10 мм (не публиковался).
- четырехконечный крест с расширяющимися лопастями (типа пушечного или австрийского). Размеры (16x12 мм - обломан). Подобной формы кресты известны в Южной Руси [91
С крестами в русской культуре связан целый комплекс поверий. Они были широко распространены среди населения. Изготовляли их из золота, серебра, дерева, кости, разных металлических сплавов, но более всего из медных. Хоронили чаще всего с медными или деревянными крестами, серебрянные и железные на покойника не надевали.
По преданию, наперсный крест с двумя (?) изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии) [10].
Медные кресты даже в кон. XVI в. были весьма дороги и не всякому доступны, о чем мы находим упоминание в Житии преподобного Иринарха Ростовского (XVI в.) [111
2. Образки и иконки с изображением святого мученика Никиты-бесогона
К настоящему времени известны 33 носителя изображения. Более чем у половины географическая привязка невозможна из-за их происхождения из частных дореволюционных собраний.
С Москвой связывают порядка 20 носителей, с Рязанью - 4, с Брянском -1, Ростовом -1, Тверью - б и со Старицей -1 Хранятся большей частью в музейных собраниях. Изготовлялись они из сланца с оправой в серебро, целиком из металла -серебра или медных сплавов.
Три сланцевые иконки связываются с Тверью предположительно, опираясь в основном На сюжет. Они прекрасно опубликованы [12], и разбирать их в данной работе не имеет смысла. Ограничимся лишь перечислением и датировкой:
Вознесение • Никита с бесом (ХIV-ХV ввЭ.
Успение - Никита с бесом (ХIV-ХV в).
Христос Пантократор - Никита с бесом (ХIV-ХV вв.).
Имеются сведения о наличии в частной коллекции в Твери бронзовой с эмалями иконки с Никитой-бесогоном (старообрядческая пластика кон. XVII-XVIII вв.), а также о нахождении образка-тельника в Белом Городке и каменной иконки с Никитий в Кимрах в 60-70-х гг. XX в.6
Большой интерес вызывает иконка (образок-тельник) из Старицы. Автор находки датирует ее ХIV-ХV вв. (Н. Ф. Романченко) [7]. Аналогию ей удалось найти в Брянском музее (БОКМ, Инв. N11381). Ее размеры 20x30 мм (старинная - 23x25 мм), ушко граненое, святой в туникообразной одежде и плаще дубасит суковатой палкой (?) беса, наступив на него ногой. Происходит она из подъемного материала при археологических раскопках у с. Рябцево, датируется XVI в.6 Старицкая иконка найдена при одном из погребений кладбища ХIV-ХV вв. на берегу р. Волги, раскопанного Н. Ф. Романченко в 1896 г. [7].
Суммировав наблюдения над изображением св. муч,-Никиты по этим двум группам находок, мы можем сделать следующие выводы.
Бытование этого сюжета на Руси, насчитывающее около 600 лет, требует рассмотрения его путем выделения трех компонентов:
а/ изображение самого Никиты,
б/ изображение беса (дьявола),
в/ детали орнаментального изображения сюжета, положение Никиты и беса относительно друг друга.
Рассмотрим эти три компонента подробнее.
а) Никита изображается молодым (безбородым), средних или преклонных лет (согнутая спина, борода). Одежда св. мученика то короткополая (типа кафтана), перепоясанная, то длиннополая (типа монашеской рясы), в плаще или без него. Имеются изображения Никиты в латах и шлеме.
б) Бес (дьявол) почти всегда изображается в профиль, пытающимся вырваться из рук святого. Волосы у него вздыблены вверх в форме "колпака" (обычнаяприческа нечистой силы). Собственно за волосы святой его и держит. Тело дьявола нагое, за спиной бессильно повисшие крылья, руки вытянуты вперед, в одной из рук иногда жезл. Встречаются изображения беса в виде небольшого чертенка или чего-то похожего на короткокрылую курицу.
в) Сцена избиения беса св. мучеником может помещаться на фоне сложной архитектуры (темницы-?). Никита может бить беса как сидя, так и стоя, держа беса на весу или придавив одной ногой.
Учитывая датированные изображения Никиты на различных носителях и построив схему бытования сюжета от максимально приближенного к текст}' "Сказания.-" до почти полной потери связи с ним, мы получаем возможность уточнения существующей датировки (И. Н. Окунева, Т. В. Николаева) образов (изьо-дов) св. мученика. У нас выделяется три типа образов.
1 Первый тип (рис. 1,2,3) наиболее близок к "Сказанию...". Святой в длинном одеянии сидит, привстает или стоит рядом со скамьей. Бес изображается человекоподобным. Святой избивает его кандалами. Датировка - ХП-ХУ вв. Носители: энколпионы (XIII в.), кресты наперсные (ХIV-ХV вв.), кресты-тельники (ХIV-ХV вв.), иконки (ХIV-ХV вв.).
2.Второй тип (рис. 1, с. 4-10). Никита стоит. Одежда св. мученика может сильно варьировать. Бес чаще всего зайце- или курицеподобный. Избивает его св. мученик то вервием, то цепью, то скалкой (?) или суковатой палкой (вальком). Связь со "Сказанием.." начинает теряться. Носители: иконки (XV-XVI вв.), кресты наперсные (ХV-ХVI вв.), кресты-тельники (ХV-ХVI вв.). Старообрядческие иконки(ХVIII-XIX вв.) сюда относятся как исключение (намеренная консервация древнерусских традиций).
Он может поражать даже крестным знамением. Наблюдается почти полная потеря связи с текстом "Сказания-." Датируется тип XVII в. Носители: деревянная скульптура (нач. XVII в.), иконки (ХVII-ХIХ вв.), иконопись (Калуга, XVII в.), крестики-тельники (XVII в.).
В заключение нужно подчеркнуть следующее:
- находки в Твери большого количества крестов (60%), общего числа изве
стных изделий такого рода полуфабрикатов и брака с изображениями св. муч.Никиты-бесогона, зафиксированные остатки бронзолитейных мастерских, отсутствие находок подобных крестов в Новгороде - все это позволяет отнести памятники, приписываемые ранее новгородско-тверскому кругу, преимущественно к тверским древностям;
- находки наперсных крестов и тельников под Старой Рязанью [8], в Калуге, Киеве, Ржеве, а также иконок-тельников в Старице, Белом Городке и Брянской области можно считать произведениями тверского круга. А подобное широкое распространение находок (например, находка под Ст. Рязанью и др.) считать показателем развития торговых связей;
- бытование сюжета со св. муч. Никитой имеет следующие временные границы: каменный рельеф на западной стене Дмитровского собора во Владимире (1197г.) - старообрядческие иконки (ХVIII-ХIХ вв.). Период наибольшего распространения - 2-я пол. ХIV-1-я пол. XVI вв.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Четиркин, И. Д. К вопросу об изображениях великомученика Никиты 11 Тр. X археол. съезда. Протоколы. Т. III. М., 1900. „Добрикин
Н. Г. Об иконографических формах влкм. Никиты // Там же.
Окунева И. Н. Икона св. Никиты, избивающего беса // Зеттапит Коп<1ако\аапит VII.
РгаЬа,1935.
Гнутова С. "Крест святой, надежда искупления моего..." // Декоративное искусство. 1990.
N12.
Ложные и отреченные книги русской старины. Вып. 3. Спб, 1862.
Тихонравов Н. Житие муч. Никиты II Памятники отреченной русской литературы. Т. П.М.,1863.
Жизневский А. К. Кресты / / Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888.
Ролшнченхо Н. Ф. Образцы старицкого литья // МРИ. Л., 1928. Т. 1.
Даркевич В. П., Пуцхо В. Г. Произведения средневековой мета л лоп л этики к* находок в Ст. Рязани//СА. 1981. N3.
Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские. Кресты и образки. Вып. 2. Киев, 1990.
9. Куницкий В. А. Предметы художественной пластики из Белгорода-Днестровского // Земли Южной Руси в 1Х-Х1У вв.: Сб. науч. тр. Киев, 1985.
Четиркин И. Иконографические формы св. влкм. Никиты Готского и объяснения значения этих изображений / / Изв. КУАК. 1898. Т. 1. Вып. 78.
Перегли В. И. О некоторых основаниях для датировки поевнерусского медного литья. Л.,1933.ВЫП.73. "
Попов Г. В., РипдинаА. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI Вв. М., 1979.
Тверской научно-исследовательский
историко-археологический
и реставрационный центр
2 Выражаю большую признательность В. Г. Терещенко за предоставленный материал.
3 Любезная информация Б. В. Калининой и А. Н. Хохлова.
4 Сообщение О. Н. Барабанова. Хранятся в частной коллекции.
3. Третий тип (рис. 1,11-14). Изображение св. Никиты отличается большой условностью. Кроме того, наблюдается тенденция к слиянию образов всех демоноборцев в один. Святой может изображаться в воинском облачении, Дьявола (беса)
5.Любезное сообщение В. Г. Терещенко и О. Н. Барабанова, нахождение в настоящее время неизвестно.
6.Выражаю большую признательность М. В. Желудковой (БОКМ) за информацию и помощь вработе.
1. Кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона